Вернуться к оглавлению §8: Создание фирменного стиля. Часть первая.  



Что это за зверь?

Для надо понять, что такое фирменный стиль как таковой. Вот что подсказвает нам Википедия:
Корпоративный стиль (или фирменный стиль) — набор графических форм и принципов построения, объединённых одной идеей, основная задача которых – выделить компанию среди себе подобных, и создать узнаваемый образ в глазах потребителей. Корпоративный стиль – важнейший элемент имиджа компании, и основа ее бренда.
Правильно.

На сегодняшний день под фирменным стилем в большинстве случаев понимают следующий набор: Причем если макеты — фактически папка с набором необходимых файлов, то гайдлайны объединяются в брэнд-бук. О нем будет написано позже.
Начнем сначала. Логотип.

Я буду описывать процесс создания всего фирменного стиля на придуманном примере.

Итак, представьте, что вы спокойно сидите, курите, пьете пиво и страдаете прочей фигней. И тут неожиданно раздается звонок. Оказывается, знакомый вашего знакомого брата мужа подруги по линии тещи первого знакомого рассказал о вас как о шикарном дизайнере другу мужа сестры, и этому самому другу требуется разработать фирменный стиль (поверьте, бывает такое) для, скажем, дизайн-студии, которую он только что открыл. Причем, разумеется, сам еще не знает значения слова «дизайн» (и такое часто бывает). Название студии — «Перышко» (от безответной любви заказчика к фотошопу), его имя — Дмитрий Панин, должность — артдиректор, слоган компании — «Услуги профессионального и элитного дизайна для хороших людей!!!», требуемый стиль — абсолютный clean-style. Сумма большая, сделать надо хорошо.

Соглашаемся, садимся, думаем. Через пять минут после долгих раздумий, на почте неожиданно появляется письмо от Дмитрия, где он показывает уже готовую визитку, сделанную братом тещи знакомого.
Яркий пример «дизайна 90-х»
Офигеваем, думаем дальше.
Итак, приступим. Пожелания заказчика.

В первую очередь запомните — ни в коем случае нельзя полностью доверять пожеланиям заказчика. На то он ии обратился к вам, чтобы вы помогли ему своей магической аурой и непревзойденным вкусом добиться успеха. Разберем входную информацию:

Название. Оно может нравится или не нравится, но в данном случае это, предположим, юридически оформленное название, и менять его нельзя. и, впринципе, не надо вообще по этому поводу что-то высказывать, если конечно это не партия «Прогресс и законность — демократический единый центр», сокращенное название которой может понравится не всем.
Имя, должность. Хорошо что сказали.
Стиль. Хотят клин-стайл — ок. Тут перечить можно, если идеалом дизайна для заказчика является домашняя страничка Пети из второго «Б» тьмутараканьского района.
Слоган. Вот тут самое интересное. Разберем текущий:
«Услуги профессионального и элитного дизайна для хороших людей!!!»
В слогане допущено немерено недопустимых ошибок. Указывать, что дизайн профессиональный не требуется, т.к. если это не так, то вас засмеют, а если это правда, то лишнее упоминание этого не требуется — все всё и так увидят. Слово «элитный» вообще лучше исключить из лексикона, наравне с «эксклюзиваный», «креативный» и пр. Особенно весело смотрятся надписи с аббревиатурой VIP («VIP-вкус», например), учитывая что почти никто сейчас не помнит расшифровки (very important person). Фразу «для хороших людей» вообще обсуждать бессмысленно, а три восклицательных знака, обозначающие крик, использовать нельзя ну никак. В итоге, перезваниваем Дмитрию и говорим, что слоган пошел на корм хомячку, и его не будет.

Сидим дальше.
Логотип.

Ясен пень, использовать логотип фотошопа, как это сделал неизвестный родственник заказчика, нельзя ни в коем случае.

Не буду расказывать о рисовании логотипа, это предмет для отдельной статьи. Итак, предположим, мы родили следующий значок:

Начинаем дорабатывать. Смотрим цвета:

Заказчик у нас перся с фотошоповского логотипа, так что выберем голубой :)
Приписываем название:


Круто, что-то в этом есть. Радостно идем пить пиво.
Визитка.

Просыпаемся с диким похмельем. Вспоминаем, что делали вчера. Вспомнив, понимаем, что лучше бы не вспоминали. Пытаемся думать…

Подумав что надо подумать, думаем, что же сделать дальше. Садимся за визитку. Это для меня первоисток фирменного стиля, с неё как-то удобней начинать. Однако все это — дело вкуса и опыта.
Через некоторое время разных компоновок, придумываем следующее:

В этом есть одна интересная фишка — мы не пишем логотип, а заменяем его именем. Название же конторы пишется в контактах. Заметьте — если в компании имя сотрудника будут писать в формате ФИО, то обязательно пишите имя и отчество в отдельной строчке, заодно проверив, влезет ли по длине «Афросинья Мухиддинишна Аглыдлосеновна». Она обидится, если её имя не влезет. А в данном случае компоновка — лишь пример.

Многие сразу же придумывают четкие правила компоновки блока (девять десятых сантиметра от правого креста на север в день полнолуния). Поверьте, это не необходимо. Достаточно описать основные отступы и размеры шрифтов.

Далее все это появится в брэнд-буке.
Документация.

Прикинув будущий стиль, начинаем прорабатывать макеты документации.



Помините, что для составления официальных банков существуют ГОСТы, а по созданию самого бланка полезно почитать Лебедева.
Похожим образом оформляем конверт, папку и прочую деловую фигню.

Сувенирка.

Тут можно разгуляться как угодно. Обычно эта часть фирменного стиля не используется крайне редко, поэтому просто покажите основные законы создания прдукции.

Полезно иметь у себя набор шаблонов для представления такого типа продукции.


Итак, брэндбук.

Приблизительное оглавление бренд-бука должно быть таким:

1. Вступление.
Тут надо рассказать, какой клевый и оригинальный стиль у компании, как он здорово смотрится и как пропрётся целевая аудитория. Вот как «Билайн» начинает свой брэндбук:
«Наш новый образ, универсальный и гибкий, построен на принципах свободы, простоты и удобства. Он подтверждает, что „Билайн“ доступен всем и легко вписывается в повседневную жизнь.»
Т.е. надо написать любую смазливую фигню, от которой все потом будут писать кипятком. Я вообще не очень понимаю смысл этого блока, но раз заказчики рады, пусть будет.

2. Логотип.
Блок должен включать следующее:
Какие пропорции у логотипа (в случае если знак и начертание могут использоваться раздельно)

Не нужно умных и никому не нужных построений, достаточно показать, в каком месте влепить знак. Да и это не всегда обязательно, проще написать, чтобы использовали логотип из приложения.

Как использовать логотип и как не использовать

Покажите запрещенные и разрешенные бэкграунды, запрещенные трансформации и пр. Упомянутый выше Билайн показывает это так:



Фирменные шрифты, их размеры и пр.


3. Цвета.
Опишите фирменные цвета, законы их использования и пр.
Для нашей компании можно придумать (вспомнив самое начало) цветовую дифференциацию (когда логотип может менять цвет, и каждый цвет связан со своим отделом, например), и четко описать это правило.

Также надо четко описать фирменные цвета и законы их сочетания.

4. Документация.
По прочитанным ГОСТам опишите законы построения бланков, конвертов и прочей документации. Обязательно необходимо показать все отступы, размеры шрифтов и блоков. Разных макетов бланка вы должны будете насчитать штук пять миинимум — для факса, договора, письма, заявления и пр. Обычно создают сетку, по которой строятся законы построения.


Таким же образом опишите все сетки, в т.ч. и для рекламной продукции (законы построения).

5. Сувенирная продукция.
Опишите правила нанесения, обозначьте имена файлов-исходников для каждого типа печати. Часто логотип делают в нескольких вариантах детализации, т.к. маленький логотипчик на бланке и лого на биллборде имеют разную читаемость деталей.

6. Финал.
Подведите итоги, расскажите то, что хотелось, но не влезло в прошлые пункты :)
The end is near!

Краткая напоминалка о желательных форматах:
Логотип, визитка, фирменные элементы и прочая необходимая исходная информация всегда должны быть в векторе.
Бланки и прочие документы с сетками чаще всего делаются в InDesign.
Цветовая модель всех материалов — CMYK.
Брэнд-бук — это pdf-файл в двух разрешениях: с маленьким для просмотра на компьютере и большим для печати. Это делается, чтобы можно было переслать компьютерную версию, скажем, по почте (печатные весии весят по 50 мегабайт).
The end!

Всё! Звоним Диме, встречаемся, отдаем диск и забираем деньги.
Вернуться к оглавлению ©2006 Попов Владимир.
Использование материалов только с моего письменного разрешения.
Если что: help@fearout.ru